Персональный сайт учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №45» 2 категории Быковой Светланы Викторовны

Интеллектуальные карты –как эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

 Быкова Светлана Викторовна

Шестакова Светлана Валерьевна

Учителя-логопеды

МБДОУ «ЦРР-д/с №16» г. Чита

Забайкальский край

Интеллектуальные карты –как эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

Введение Федеральных Государственных Стандартов и проблемы в обучении дошкольников с ОВЗ побуждает к поиску новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют развитию у дошкольников интегративных качеств личности, а именно любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Появлению новых методов развития как творческих, так и речевых способностей детей так же способствует и широкое освещение достижений в области нейропедагогики. К их числу можно отнести и использование интеллект-карт как одного из эффективных методов развития детей. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей.

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Метод

интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Отличительное свойство методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему, обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые) слова. Запоминаемость материала и способность к воспроизведению существенно увеличивается за счет создания глубокого впечатления при использовании при построении карт зрительных образов. Регулярное использование интеллект- карт позволяет сделать привычным использование образов.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

* наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

* привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

* запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

* своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

* творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

* возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывания» плана высказывания (теория «Поэтапного

формирования умственных действий», разработанная психологом П.Я.Гальпереным).

Применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Ребенок будет лучше запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т.е. мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи дети с применением интеллект-карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллект-картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать и учится различать видовые понятия.

У ребенка развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарищей по группе, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию: мотивации к обучению, эмоционально-волевой сферы, умению работать в коллективе, вниманию, настойчивости.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт объединяют три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в

каждой ветки дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в организованной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОВЗ (ТНР и ЗПР), даёт положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие. Метод интеллект - карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и начальной школой.

Список литературы

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М.

10 декабря 2018 в 14:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.